Ранее я говорил, что
для разотождествления и самопознания полезно отслеживать деятельность эго
(ума), и сейчас мы рассмотрим этот момент подробнее. Попробуем увидеть разницу
между истинным и ложным я.
Что
такое эго, ложное я? Это чувство «я», представляющее собой отождествление
с телом, умом, жизненными игровыми ролями, эмоциями, душой, духом и т.д.,
состоящее из набора убеждений о «себе», желаний, целей, расчетов, ожиданий. Эго,
или ложное я, проявляется в неприятии того, что есть, что может выражаться
желанием что-то изменить, переделать, чего-то избежать, чему-то противостоять,
что-то подавлять, обесценивать, или же наоборот – желанием что-то удержать, пережить
снова, иметь, контролировать, распоряжаться и т.д.
В каждом человеческом
организме есть чистое воспринимающее
сознание, которое называют разными словами, например, воспринимающий,
осознающий, наблюдатель, знающий, абсолют, истинное Я и т.д. Это
неотождествленное сознание, воспринимающее «через это тело», и его единственная
функция, свойство или способность – воспринимать, осознавать, знать. Я бы
предпочел использовать слово «функция», так как у сознания нет выбора –
воспринимать или нет, оно воспринимает. Здесь отлично подходит сравнение с
зеркалом – зеркало имеет функцию или свойство отражать то, что появляется перед
ним. Зеркало не имеет ни малейшего
выбора, что и как отражать, и отражать ли вообще, да и вопрос свободы выбора
его совершенно не заботит, оно даже не думает об этом, так как думать не может
в принципе. То же самое и с чистым неотождествленным сознанием, которое есть в
каждом организме, причем не только человеческом – оно только отражает, и на
этом его функция заканчивается.
Что
отражается? Всё, что видится, слышится, чувствуется
теми или иными органами чувств или тем или иным образом. Сюда входят также
эмоции, желания, цели, расчеты, ожидания – то есть вся деятельность ума. Это
всё – отражения. Любое из этих отражений не является неотъемлемой частью
зеркала – чистого сознания, истинного я, которое остается, когда те или иные
отражения меняются и исчезают, временно или навсегда.
Как зеркало не может
загрязниться меняющимися отражениями, так и истинное Я всегда чисто и
неизменно, тогда как ложное я всегда изменчиво. Истинное Я не имеет
характеристик, поэтому не поддается прямому описанию, но может быть описано путем сравнения.
Итак, у нас есть наблюдатель и наблюдаемое, видящий
и видимое, воспринимающий и воспринимаемое. Это разные названия одной и той же
базовой дуальности, которая лучше всего прорабатывается на пятом уровне, но
начать с ней работать можно уже сейчас – с помощью техник по проработке
дуальностей.
Вернемся к эго и
рассмотрим две возможные ситуации:
Первая ситуация: есть
наблюдатель (чистое неотождествленное сознание) и наблюдаемое, и при этом нет
мыслей, то есть ум не активен. Возможно, вы сможете вспомнить несколько случаев
из жизни, когда не было мыслей. Это может быть какой угодно случай. Например, в
медитации, или при наблюдении восхода солнца, или быстрая езда, или
прослушивание музыкальной композиции, и т.д. В этой ситуации нет мыслей, нет никакого конкретизированного
чувства «я». Более того, в этот момент нет даже чувства отделенности
наблюдателя от наблюдаемого – так как нет мыслей, которые бы создавали эту
разделенность. Есть переживание, поток восприятий, и нет ума, который делил бы
этот поток на «я» и «не я» - на переживающего и переживаемое. Иногда это
называют чувством единства.
Вторая ситуация, более
привычная: есть наблюдатель и наблюдаемое, и при этом есть мысли, то есть ум
активен. Ум говорит: я наблюдаю это, воспринимаю, чувствую – и на самом деле
эта мысль возникает как часть наблюдаемого, а не наблюдающего, и этот момент
важно понять. Наблюдающий не может думать, он только наблюдает происходящее, в том
числе мышление.
Как
возникает эго. Итак, есть наблюдающий и наблюдаемое
(см. первая ситуация), и вдруг появляется мысль, например, мысль типа «Я
наблюдаю, я чувствую, я переживаю». Вот оно – эго. До этого было просто
наблюдение, чувствование и переживание – поток восприятий без разделения на «я»
и «не я», не было эго, которое бы вклинивалось между наблюдателем и
наблюдаемым. И вот появляется мысль, которая делит единый поток восприятия на
наблюдателя и наблюдаемое, на «я» и «не я», на переживающего и переживаемое. Эта
мысль может сопровождаться весьма реалистичным чувством отделенности одного от
другого, чувством отождествленности с одним и противопоставления другому, что
часто бывает у людей, которые только начинают заниматься самопознанием. Просто понаблюдайте, как одна единственная мысль
создает разделенность, дуальность, множество. Далее эта мысль может обрастать
подробностями, то есть возникают другие мысли, подтверждающие, дополняющие и
детализирующие первоначальную.
Эго присваивает себе
любые восприятия, переживания, знания, опыт. Оно говорит: «я познал это», «я
пережил это», «я чувствую», «я имею», «я хочу», «я делаю» и т.д. Это просто
мысль, которая возникает между наблюдателем (чистым неотождествленным
сознанием) и наблюдаемым. И эта мысль относится к наблюдаемому, а не к
наблюдающему. И это легко понять – вы же воспринимаете эти мысли, они
наблюдаемы; а то, что наблюдаемо, уже автоматически не является наблюдающим,
иначе бы вы не могли это наблюдать. Наблюдение требует расстояния. Когда нет
никакого расстояния, нет и наблюдения. Если вы что-то наблюдаете, вы уже
автоматически не являетесь этим.
Что
меняется с возникновением эго. До возникновения эго
есть постоянно меняющийся набор восприятий – абсолютно любых восприятий. В
каждое мгновение есть целый ряд восприятий, осознаваемых в той или иной степени
– зрительные восприятия, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д. Нет чувства
отделенности наблюдателя от наблюдаемого, нет этой двойственности, есть сам
поток меняющихся восприятий, без чувства отдельного «я». Это трудно объяснить,
если у вас никогда не было осознания этого. Такие моменты безмыслия были у
всех, но не у всех было осознание этого.
И вот возникает эго,
начиная претендовать на обладание какими-то (или всеми) восприятиями, говоря:
«это я чувствую», «я воспринимаю», «я переживаю». Например, «Я читаю эту страницу». Посмотрите,
когда не было такой мысли, не было и присвоения себе процесса чтения. Был
процесс чтения, но не было мыслей об этом процессе с точки зрения «я это
делаю». Когда появилась мысль «я читаю этот текст», сразу же возникла
разделенность на «я» и «текст», а также присвоение себе причинности
относительно процесса чтения, и присвоение себе обладания текстом – я ведь
читаю его, значит, имею. Это может выражаться другими словами, подкрепляться различными
ощущениями, и это очень интересно наблюдать, не так ли?
Теперь вы можете
сравнить, что меняется с появлением эго, используя простой пример с чтением
текста, или с более сложными примерами, которые каждый сам может рассмотреть.
Способности
и возможности эго. Что может эго? Возможно, кто-то будет
удивлен ответом, но эго не может ничего, не обладает никакими способностями и
не имеет никаких возможностей. Эго – это просто мысль, которая возникает, и
возникает она из-за огромного количества «причин». Эго не обладает автономной
причинностью, потому что оно является не творцом, а творением, оно само возникло как результат
взаимодействия неисчислимого количества факторов.
Эго только присваивает
себе те или иные восприятия, не являясь на самом деле их обладателем. И даже в
этом оно не является причиной и не имеет свободы выбора, так что нельзя
сказать, что эго обладает какими-либо способностями.
Кто-то может возразить,
что эго, проявляясь, например, как
желание чего-либо, может повлечь за собой конкретные мысли и действия по
достижению желаемого, и, значит, в таком случае эго является причиной. Но это
всего лишь относительная точка зрения, не учитывающая все предыдущие причины
возникновения конкретной ситуации и возникновения эго в виде этого желания.
Какой пример ни возьми, если тщательно в нем разобраться, особенно насчет
предыдущих причин, то от причинности эго остается пустое место.
Эго – это просто звено
в цепи событий, где каждое из предыдущих событий имеет определенную причинность
в отношении каждого из всех последующих звеньев-событий. Никакое звено не
является автономной причиной, потому что оно само по себе не может действовать
и даже существовать. Оно не обладает ни независимым существованием, ни
независимой причинностью.
Можете представить себе
велосипедную цепь, где в процессе кручения педалей одни звенья тянут за собой
другие, и каждое звено говорит: «это я тяну всю цепь», «это благодаря мне
происходит перемещение», и так они хвастаются друг другу поочередно, попадая на
зубья звездочки. Звездочка думает: «Ха, вы просто не знаете, да если бы не я…»,
а педаль снисходительно смотрит и на весь этот цирк и улыбается. Что касается
велосипедиста, то он просто крутит педали и наслаждается ездой – без мыслей.
В
итоге, что мы имеем. Истинное Я, проявленное в человеке,
имеет только одно свойство или функцию – осознавать происходящее. Истинное Я не
может думать, оно только воспринимает думание. То же касается и чувств, эмоций,
ощущений и вообще любых восприятий – они «отражаются» истинным Я, не являясь
его частью. Все мысли, чувства и ощущения, содержащие в себе «я» - это
проявление ложного я, то есть эго (или ума), которое само по себе не обладает
ни независимым существованием, ни автономной причинностью. Поэтому, в конечном
итоге, никакие усилия не могут устранить ложное я, потому что все усилия,
направленные на уничтожение ложного я, исходят из того же ложного я. И пока они
присутствуют, это говорит о том, что их источник (ложное я) тоже остается
присутствующим.
Истинному Я нет дела до
ложного я, его вообще ничто не заботит, так как его единственная функция –
отражать происходящее. Какое зеркалу дело до отражений? Беспокоиться о чем-либо
может только ложное я. Таким образом, ложное я само же о себе и беспокоится.
Истинное Я вмещает в
себе все, но не заявляет себя обладателем этого; ложное я не владеет ничем, но
утверждает себя владельцем.
Отслеживайте
деятельность ума (эго) по различным видам не-приятия
как есть и задавайте себе
вопрос: «кто осознаёт это?», «кто наблюдает?», и таким образом у вас будет пространство
между истинным Я и ложным я, что поспособствует разотождествлению и
самопознанию.
А в конце исчезнет и
сама дуальность «наблюдатель - наблюдаемое».
Комментариев нет:
Отправить комментарий